Версия для слабовидящих
Размер: A A A Цвет: Изображения: вкл.   выкл.   ч/б обычная версия сайта
КГАУ КЦИОКО

краевое государственное автономное учреждение

камчатский центр информатизации и оценки качества образования

Подробно

С добрым утром друзья! У микрофона вновь Владимир Басков, за режиссёрским пультом по прежнему нам помогает не потеряться в волнах эфира Денис Белфаст, а в гостях у нас сегодня директор Краевого государственного автономного учреждения «Камчатский центр информатизации и оценки качества образования» Бакунин Павел Евгеньевич.

- Павел Евгеньевич, с добрым утром и Вас!

- Доброе утро!

- Павел Евгеньевич, название учреждения достаточно сложное. Давайте поговорим для начала, что оно из себя представляет и откуда появилось.

- Ну хотелось бы сказать, что наше учреждение довольно молодое. Мы появились в 2015-м году. И по сути выполняем переданные полномочия Министерства образования и науки камчатского края в части формирования единой региональной системы оценки качества и информатизации образования.

В рамках оценки качества мы проводим и сопровождаем мониторинги и исследования качества образования как регионального, так и федерального, международного уровня; проводим анализ результатов исследований; обеспечиваем проведение государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов; а также являемся оператором независимой оценки качества образования. Это основные направления.

В рамках информатизации образования мы сопровождаем региональные информационные системы в сфере образования, координируем вопросы в целом информатизации образования, в том числе обеспечиваем школы Камчатского края доступом к сети Интернетом. А также сопровождаем оказание в электронной форме услуг в сфере образования с использованием сопровождаемых нами региональных информационных систем.

- Если коротко, о первом направлении деятельности – разнообразные мониторинги и оценка качества предоставляемого в крае образования. Насколько много, вот за этот примерно год, что вы работаете, прошло разнообразных мониторингов и насколько вот за этот, сравнительно небольшой промежуток времени, видна польза от подобного контроля и учета? Какие-то плоды приносит?

- Здесь примерно стоит говорить не о количестве проводимых мониторингов, а о качестве этих мониторингов и исследований. Дело в том, что мониторинги проводились и до этого. А наша задача их выстроить в определенной последовательности, чтобы проанализировать те результаты исследований, которые происходили в течении не только последнего года, но и предыдущих лет. И выявить проблемы.

- Т.е. оптимизировать всю систему

- Верно. И еще выявить направления решения этих проблем.

- Первые шаги в этом направлении уже какие-то делаются?

- Да действительно. Сейчас можно сказать, что как раз разработка вот этой всей системы идет. Но я думаю, что в течении ближайшего года, может двух лет, мы уже увидим явные результаты этой работы.

- О каких-то первых итогах можно будет говорить, верно?

- Конечно.

- Ну и наверное, что сильнее всего радиослушателей интересует – это электронные услуги, которые предоставляет наше Министерство образования и науки Камчатского края. Это, получается, самые популярные: запись в школы, запись в детский сад. Электронный дневник – достаточно новая, в принципе, услуга, я так понимаю. И есть еще информирование об образовательных учреждениях. Но давайте остановимся подробно на первых трех.

- Работа в данном направлении началась сравнительно давно. Основная деятельность была проделана в 2012-2013 годах, когда Министерством образования и науки Камчатского края была проведена большая работа по внедрению образовательные организации Государственной информационной системы «Сетевой город. Образование».

Данная система охватывает все уровни образования. Это и детские сады, и школы, и дополнительное образование детей, и проф. образование. Компьютер с доступом к системе установлен во всех образовательных организациях и органах управления образованием. И вот именно создание, внедрение этой системы позволило обеспечить оказание в электронной форме этих государственных услуг.

Что касается услуг, они в соответствии с требованием Федерального законодательства все реализованы на Региональном портале государственных и муниципальных услуг Камчатского края. Это портал gosuslugi41.ru.

Для того, чтобы воспользоваться этими услугами пользователю (будущему заявителю) необходимо зарегистрироваться на Портале. И после регистрации данные услуги будут доступны. Ну за исключением услуг по информированию. Эти услуги доступны даже без регистрации.

- Скажите, насколько вообще трудоемкий процесс регистрации и авторизации на Региональном портале гос.услуг? Ну например, на Федеральном портале гос.услуг, еще несколько лет назад чтобы зарегистрироваться, нужно было достаточно долго письмо какое-то ожидать с кодом подтверждения. Вот на нашем региональном Портале проще?

- Да действительно. Такая трудность была. Сейчас стало намного проще. Сразу же скажу, что регистрация на Региональном портале – это тоже самое, что регистрация на Федеральном портале. Служба единая. Т.е. регистрация происходит на gosuslugi.ru, и потом с помощью этой учетной записи происходит авторизация на Региональном портале.

Сейчас зарегистрироваться стало намного проще. Сейчас существует несколько уровней учетных записей. Самый простой – там подтверждение происходит сразу же. Кроме того, оказывается консультационная поддержка как специалистами самого Портала (телефоны на Портале можно найти на gosuslugi41.ru), так и специалистами МФЦ. В т.ч. в МФЦ можно пройти регистрацию полностью.

- Т.е. подтвердить личность, электронную подпись сделать, все это можно там?

- Да. Все верно. Т.е. сейчас для пользователей стало это очень доступно. Было бы желание; этим всегда можно воспользоваться.

Ну и в том числе наше учреждение может оказать помощь любому гражданину в Камчатском крае по регистрации на Региональном Портале. Тоже можно обращаться к нам по телефону 242-142. Также информация об электронных услугах доступна на нашем сайте 242142.ru.

- Просто! Запомнить не сложно.

Если говорить о самих услугах. Ну, например, давайте пойдем от самых популярных, ну и от самого юного возраста. Запись в детский сад. Достаточно актуальная у нас история – попасть в детский сад.

- Запись в детский сад – это первая услуга, которая появилась на Региональном Портале. Это произошло в ноябре 2013-го года. Услуга дает возможность родителям записать ребенка в единую электронную очередь, как только ребенок получил свидетельство о рождении. Ну а также документ о регистрации его по месту жительства. Для этого надо подать заявление в системе. Обязательно записать номер заявления, который присвоен информационной системой.

Для чего это нужно? Для того, чтобы в дальнейшем по этому номеру отследить свою очередь.

При постановке на учет родителям представляется возможность выбрать до пяти дошкольных образовательных организаций, в том числе указать приоритетные.

Для чего это делается? Если вдруг на желаемую дату зачисления не будет места в приоритетной организации, заявителю будут предложены места в тех организациях, которые он выбрал дополнительно.

­- Ну в принципе, действительно, не сложно. А там уже только сидеть и отслеживать. Ну и главное успеть как можно раньше. Вот только ребенок родился, оформлены свидетельство о рождении и регистрация по месту жительства, сразу же бежать к компьютеру, заходить в Интернет на gosuslugi41.ru, скорее в очередь становиться, чтобы успеть.

- Ну да. Иногда это является определяющим фактором. Чем раньше человек встал в очередь (поставил ребенка в очередь), тем больше у него вероятность попасть в детский сад в ту дату, которую он выбрал при регистрации.

Надо сказать, что на сегодняшний день, все дети от 3-х лет в Камчатском крае обеспечены местами в детских садах. В принципе, у нас ситуация здесь довольно хорошая.

- Следующий этап. С детским садом разобрались. Пора идти в школу. Каким образом осуществляется запись в школу через гос.услуги?

- Наверное актуальные сейчас будет не просто запись в школу, а запись в 1-й класс. Услуга, которая стартовала с 1 февраля 2016 года.

Здесь услуга очень простая. Достаточно авторизоваться на Портале, выбрать на главной странице эту услугу «Запись в первый класс», заполнить форму заявления и отправить ее в соответствующую образовательную организацию.

Здесь есть единственный момент, что зачисление в школу происходит при предоставлении непосредственно оригиналов документов. Это: паспорт заявителя, свидетельство о рождении, (на первом этапе)  свидетельство о регистрации по месту пребывания ребенка, ну и непосредственно, само заявление. Эти документы должны быть предоставлены лично в течении 3-х рабочих дней с момента подачи заявления. Т.е. в электронном виде заявления подали, потом в течении 3-х рабочих дней пришли в образовательную организацию и там предоставили оригиналы документов. После этого в течении 7-ми рабочих дней организация издает приказ о зачислении. Либо дает ответ об отказе.

Отказ может быть только в том случае… Федеральное Законодательство разделяет процесс зачисления в первый класс на два этапа.

Первый этап длится с 1 февраля и заканчивается непосредственно 1 июля. Это принимаются дети, закрепленные за определенной территорией школы. Здесь важно, чтобы ребенок был зарегистрирован на данной территории.

Дальше уже после 1 июля если остаются свободные места, тогда уже можно подавать всем, вне зависимости от прикрепления к территории. И на свободные места в порядке очереди. Здесь, наверное, услуга будет более актуальнее.

- Ну да. Тоже верно. Но в любом случае, сейчас, наверное, все-таки возможность написать заявление будучи дома. Ну т.е. заявку подать и потом уже приехать… ну меньше в самой школе, в самом учреждении времени проводить, заполнять документов.

- Ну да. В отдельных случаях можно даже договориться об определенном времени. Приехать и заполнить документы быстро.

- Только связаться как-то уже…

- Да.

- И на сколько я знаю, одно из нововведений – сделали проще и понятнее для людей на сайте.

- Да. Услуга была немного сложной. Т.е. надо было выбирать поля, не всегда понятные. Вот буквально недавно мы совместно с Информационно-технологическим центром Камчатского края и разработчиком программного учреждения «Сетевой город. Образования» произвели доработку данного сервиса. Сейчас услуга стала более доступной и понятной. Достаточно выбрать муниципалитет и образовательное учреждение, параллель, в которую желаете зачислиться, класс. И в принципе этого достаточно, для того, чтобы подать заявление.

- Рассматриваем ситуацию дальше. Ребенок уже учится в школе. Услуга электронный дневник. Что она из себя представляет?

- Ну данная услуга, на самом деле, знакома уже многим родителям. Она оказывается тоже с 2014-го года. Услуга позволяет ежедневно узнавать оценки, полученные ребенком в школе. Получать информацию о пропусках занятий, о домашних заданиях и т.д.

Сейчас для получения услуги на портале необходимо родителю (заявителю) обратиться в школу с заявлением о прикреплении его СНИЛС к ребенку в информационной системе.

Вот только, когда СНИЛС его прикреплен в системе, ребенок будет виден родителю на Портале. Но это связано с тем, что авторизация на Портале как раз с помощью СНИЛСа и происходит. Если СНИЛС в системе есть, ребенок и его оценки вернутся. Если СНИЛСа нет, соответственно, родитель ничего не увидит. Таким образом, обеспечивается информационная безопасность.

Мы сейчас заняты запуском обновленной версии услуги Электронный дневник. В данном случае, заявитель, авторизовавшись на Портале, получит доступ не только к оценкам ребенка, но и полному функционалу подсистемы «Сетевой город. Образования». Это будет включать в себя: доску объявлений, обмен информационными сообщениями, электронное портфолио учащегося и т.д. Т.е. там добавлен «интерактив». В принципе то, о чем нас просили люди. И мы в направлении этом движемся.

- Ну да. В принципе, чтобы не сухие цифры и факты, а еще, что-то было интересное… И, в принципе, может быть и ребенку самому будет любопытно посмотреть, как вы говорите, цифровое электронное портфолио… с каких-то школьных мероприятий…

- Сформировать, загрузить свои какие-то дополнительные документы. Потом. Бывает, и домашнее задание задают на дом. Можно поместить в систему. Это можно будет сделать уже не в школе, а непосредственно из дома.

- Конечное удобнее. Хотя с другой стороны, становится, наверно, страшновато людям, которые опасаются глобализации и т.д.: всё-всё-всё уходит в сеть :-)

- Ну здесь хотелось бы сказать, что приоритет при создании и развитии информационных систем в сфере образования – это соблюдение требований информационной безопасности. У нас выполнены все необходимые (и даже больше) требования по обеспечению информационной безопасности, которые предотвращают утечку информации о ребенке куда-то за пределы информационной системы.

Т.е. рабочие места, которые находятся в школах, в органах управления образований, работают только в рамках защищенной сети, а те сведения, которые непосредственно заявитель (пользователь) получает, они обезличены. Он увидит только имя своего ребенка, без фамилии и других каких-то данных.

- Что ж. Это тоже здорово. Безопасность, как бы то ни было, превыше всего.

- Это в первую очередь. Да, конечно.

- Ну что ж, Павел Евгеньевич. К сожалению, эфирное время наше уже завершается. Но надо сказать, что еще в прошлом году Камчатка вошла в число 10-ти пилотных регионов по апробации единой Федеральной образовательной программы. Но давайте, наверное, вы расскажите. Вы в теме больше…

- Сейчас на уровне Российской Федерации реализуется большой проект по внедрению Единой федеральной системы по учету контингента обучающихся. Так называемая государственная информационная система «Контингент». И в прошлом году наш регион был отобран Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в число регионов, которые будут внедрять этот сегмент на региональном уровне.

Но надо сказать, что нам здесь, наверное, проще, чем другим регионам. Поскольку мы изначально в 2012 году, когда эту систему создавали, мы ее спланировали со всеми уровнями образования. Т.е. ребенок приходит у нас в детский сад, и далее идет «по ступеням».

Т.е. идеология этой системы, что ребенок не появляется… Ну немножко ранее. С момента рождения. Сейчас мы активно взаимодействуем с органами ЗАГСа. Планируется в ближайшее время интеграция наших систем. И ребенок будет в этой системе переходить… с начала зачисляться в детский сад, потом переходить в школу и т.д., идти по уровням. Будет формироваться его «образовательная траектория», его образовательные достижения. Что в дальнейшем даст в том числе ребенку возможность пользоваться различными льготами при поступлении в образовательные организации, при получении, назначений каких-то стипендий и т.д. Ну вот это то, что озвучивается на Федеральном уровне.

Кроме того, данная система… Внедрение данной системы нам уже очень помогло при достижении показателей доступности дошкольного образования для детей от 3-х лет. Т.е. на основе анализа электронной очереди Министерство смогло спрогнозировать: где и когда необходимо ввести дополнительные места, построить детские сады и т.д. Та работа, которая проделывалась в рамках обеспечения доступности дошкольного образования в течении последний лет, она тоже ориентировалась на те данные, которые есть в информационной системе. Т.е. очень помогает на сегодняшний день для принятия таких вот управленческих решений.

- Да действительно. Достаточно удобно.

Ну что ж. Теперь действительно, к сожалению, нам уже не оставляет время возможности продолжить беседу…

Я напоминаю, друзья, что в гостях у нас был директор краевого государственного автономного учреждения «Камчатский центр информатизации и оценки качества образования» Павел Бакунин.

Павел Евгеньевич, спасибо за интересный рассказ. Нужное, действительно хорошее дело.

Дорогие радиослушатели, друзья, участвуйте в работе гос. услуг. Пользуйтесь услугами. Удобно. Ну и, как говорит, Павел Евгеньевич, – безопасно.

Спасибо еще раз за визит. И всего хорошего. Приходите.

- Спасибо большое. До свидания.